воскресенье, 30 ноября 2014 г.

Эффект Зайгарник


Эффект, вынесенный в заголовок, был открыт Блюмой Вульфовной Зайгарник (известным советским психологом, основоположником отечественной паатапсихологии) не в тиши кабинетов, а в немецком кафе, куда она пришла пообедать со своим руководителем.

Внимание Блюмы Вульфовны привлек официант не записывающий заказов посетителей, но выполняющих их безукоризненно. Она даже начала у него спрашивать заказы других посетителей. И в процессе выяснилось, что заказы посетителей которые не расплатились официант помнит, а вот заказ гостей которые только что расплатившись вышли - нет. Это натолкнуло ее на мысль, что лучше запоминаются именно незаконченные дела. В ходе дальнейших экспериментов это подтвердилось. Участникам экспериментов давали несколько задач и в произвольный момент времени решение прерывали. А через несколько дней просили вспомнить описание задач. Выяснилось, что условие задач решение которых прервали, запоминалось в два раза лучше, чем полностью решенных. Этот эффект запоминания незавершенных действий и получил название эффекта Зайгарник.
У этого эффекта есть как положительные, так и отрицательные стороны. С положительной стороны, он может использоваться в мнемотехниках. Но опять же, с осторожностью. Если вы не дочитали статью до конца, то вы ее и не запомните, т.к. не знаете что будет дальше. Но, как механизм воспитания, эта положительная сторона может иметь место. Например, в армии, осознанно или нет, он применяется для отрицательного подтверждения. Сержант прерывает обед, будит солдат ночью, тем самым закрепляя навык быстрой еды или засыпания. Т.к. даже через длительное время, недоеденный по причине медлительности обед будет вспоминаться лучше съеденного.
Отрицательный эффект сильнее и может приводить даже к неврологическим состояниям, но с точки зрения личной эффективности, он заключается в том, что мы не можем "выгрузить" незавершенные дела из мозга. Одно дело, второе, третье и вот вместо "думанья", мозг занимается перебором незавершенных дел. Т.е. завершая дела, мы не только получаем положительные эмоции, но и освобождаем мозг от воспоминаний обусловленных эффектом Зайгарник.
При составлении To-Do листов, чтобы избавиться от эффекта Зайгарник, необходимо планировать небольшие конкретные шаги. Поставив себе задачу в To-Do листе вида: полететь на Марс, мы кроме психического расстройства ничего не получим, но планируя один конкретный небольшой шаг, мы уменьшаем раздраженность нашего разума. Т.к. он удовлетворен, что получил задачу и знает как ее решать. Например, для полета на Марс таким шагом может стать подача заявки на Mars One. И вот уже вместо прокрастинации задачи: полететь на Марс, мы достаем камеру и записываем видео почему должны выбрать именно нас. Нет, все еще прокрастинация? Ок, делаем задачу еще проще: записать три причин, почему необходимо в миссию Mars One выбрать меня.
Кстати, в эксперименте с задачами, описанном выше, выяснились и еще две интересные закономерности. Во-первых, было выявлено три типа мотивации к решению:
1) из чувства долга:
2) из честолюбия;
3) в силу заинтересованности самим заданием.
Во-вторых, испытуемые разделились на две группы по отношению к прерыванию задания. Часть отнеслась нейтрально, а часть проявляли излишнюю эмоциональность и даже агрессивность.
Эти два эффекта к запоминанию как таковому не относятся, а больше про отношения начальник-подчиненный, так что, наверно, в другой раз об этом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий